ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ


ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АВТОСТОЯНКИ

............Оставляя свой автомобиль на охраняемой автостоянке, мы всегда вправе ожидать гарантий его сохранности, или, по крайней мере, полного и быстрого возмещения при повреждении либо хищении. К сожалению, в некоторых случаях подобные ожидания не оправдываются. Пострадавшие от недобросовестных "сторожей" подчас вынуждены сталкиваться с полным нежеланием нести ответственность за чужую собственность и возникает необходимость отстаивать свои интересы вплоть до судебного разбирательства.

............Однако, прежде всего необходимо правильно оформить свои отношения с автостоянкой на первом этапе. Такие взаимоотношения регулируются положениями ГК РФ о договоре хранения, а поскольку в большинстве случаев автовладельцем является гражданин - потребитель, то, соответственно, и Законом РФ "О защите прав потребителей". Также Правительством РФ утверждены "Правила оказания услуг автостоянок" (Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 г. №795).

............Лицом, оказывающим услуги по хранению автомобиля может быть любая организация независимо от ее организационно-правовой формы либо индивидуальный предприниматель. По действующему законодательству о защите прав потребителей, исполнитель услуги обязан в открытой и доступной форме довести до потребителей полную информацию о себе, фирменное наименование и юридический адрес, а также правила пользования автостоянкой, стоимость услуг, образцы договоров, квитанций, сохранных расписок и т.д.

............Договор с исполнителем должен заключаться в письменной форме, при этом письменная форма договора считается соблюденной, если автостоянка выдала вам при приемке автомобиля сохранную расписку, квитанцию или иной удостоверяющий приемку документ с указанием государственного регистрационного номера автомобиля. Например, чаще всего выдают квитанцию об оплате, и в ней должно значиться: оплата за хранение а/м гос. номер …….. Однако по действующим "Правилам оказания услуг автостоянок" подобное допускается при краткосрочной разовой постановке автомобиля (на срок не более суток). При более длительном хранении автостоянка обязана оформить с вами договор по всем правилам, куда включить все условия хранения, порядок оплаты, въезда и выезда с автостоянки, и приблизительную стоимость транспортного средства.

............Соблюдение этих формальностей будет иметь важное значение в случае повреждения либо угона автомобиля с территории стоянки и поможет без излишних проволочек взыскать в виновника причиненный ущерб.

............Если за время нахождения автомобиля на автостоянке произошло его повреждение, по вашему требованию должен быть составлен акт, в котором описываются видимые наружные повреждения и дефекты автомобиля. Акт составляется и подписывается совместно с уполномоченным работником автостоянки в двух экземплярах, одни из которых остается у вас. Естественно, что о произошедшем необходимо заявить в ближайшее отделение милиции. Для оценки нанесенного ущерба надо обратиться в одну из специализирующихся на данной деятельности организаций, имеющих соответствующую лицензию на оценочную деятельность. При этом на осмотр автомобиля экспертом следует вызвать (телеграммой либо заказным письмом с уведомлением о вручении) представителей автостоянки. В случае их неявки осмотр может быть произведен и в их отсутствие.

............После того, как будет определена сумма причиненного вам ущерба, на имя руководства автостоянки необходимо написать заявление - претензию, в которой изложить требование о возмещении ущерба, расходов на экспертизу и т.д. в назначенный вами разумный срок и приложить копии подтверждающих документов. При этом согласно Закону РФ "О защите прав потребителей" можно потребовать расторжения договора на оказание услуг, оказанных с существенными недостатками, и возврата оплаченной за услуги автостоянки суммы, либо уменьшения их стоимости. Претензию также необходимо передать под расписку о получении или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении.

............Однако далеко не всегда возмещение ущерба производиться добровольно. Интересен случай, произошедший с автолюбительницей, автомашина которой хранилась на одной из автостоянок, принадлежащих Всероссийскому обществу автомобилистов. Однажды, придя за машиной после выходных дней, в которые автомобиль безвыездно находился на территории стоянки, она обнаружила, что две двери ее нового ВАЗ 21093 сильно помяты. Сторожа стоянки разводили руками, объяснить происхождение вмятин так и не смогли. Автовладелица оказалась настойчивой, по ее требованию сторожами был составлен акт, где было указано на претензию владельца автомобиля по поводу этих вмятин, направила соответствующее заявление в милицию, однако и прибывшим сотрудникам ОВД сторожа ничего толком не объяснили. Руководство автостоянки решило не выплачивать ущерб потребителю и заняло хитрую позицию - дескать, владелица сама помяла где-то двери машины и сдала ее на стоянку в таком состоянии. Тут же появились докладные записки двух сторожей, дежуривших в день сдачи автомобиля, о том, что они видели вмятины на автомобиле, а также записи об этом в откуда-то появившимся журнале, который владелица в глаза не видела и тем более, не расписывалась в нем. Один из сторожей настолько "вошел в роль", что начал обвинять владелицу в желании "заработать денег" с автостоянки путем такого обмана. В то же время, зная, что территория автостоянки частично контролируется видеокамерами, в том числе и тот участок, где находится въезд, автовладелица попросила предъявить видеозаписи въезда ее автомашины перед выходными, которая должна была храниться автостоянкой определенное время. На видеозаписи можно было бы четко различить, в каком состоянии находился автомобиль в момент его сдачи. Что и говорить, видеозапись за этот период работники автостоянки почему-то найти не смогли, хотя за все остальное время видеозаписи имелись (это было установлено сотрудниками милиции). А сторожа, который обвинял владельца автомашина, решили вызвать в суд, однако когда ему сообщили об этом намерении, его желание обвинять владельца и что-либо доказывать вдруг резко пропало, дальше он заявил, что в суд не пойдет.

............Владелица была вынуждена все-таки подать иск, и дело пока еще находится на рассмотрении. Однако уже ясно, что обвинить владельца стоянке вряд ли удастся. По "Правилам" при постановке а/м на хранение (въезде) потребитель предъявляет а/м работнику исполнителя для внешнего осмотра и при необходимости как раз в подобных случаях должен составляться акт о товарном виде автомобиля. Кстати, составление такого акта обязательно во всех случаях по требованию потребителя или исполнителя, и если есть желание обезопасить себя от подобных заявлений, есть смысл составлять акт каждый раз при въезде на стоянку. То, что в данном случае при въезде никто не потребовал составления акта, уже косвенно доказывает, что машина сдавалась в нормальном состоянии. Кроме того, ГК РФ ст. 901 возлагает обязанность доказывания причин утраты либо повреждения принятой на хранение вещи на профессионального хранителя, т.е. автостоянка должна предоставить прямые доказательства вины автовладельца.

............Также представляют интерес случаи, когда в роли автостоянок выступают гаражно-строительные кооперативы (ГСК). Если ГСК по уставу оказывают услуги своим членам по хранению принадлежащих им а/м, имеет охраняемую территорию, содержит сторожей, зарплата которых складывается из членских взносов, то правоотношения с владельцами а/м также являются правоотношениями между потребителем и исполнителем. Следовательно, ГСК также отвечает за сохранность а/м, как и обычная платная автостоянка, поскольку по закону исполнителем может быть любая организация независимо от организационно-правовой формы. Известен случай, когда произошел угон "Жигулей" с территории ГСК. Когда владелец обратился в правление с претензией, председатель заявил, что ГСК - товарищество, в которое объединились автовладельцы для постройки гаражей и не оказывает услуг по хранению. А те деньги, которые платит член ГСК идут на корм собакам. В то же время по уставу цель кооператива - удовлетворять потребности граждан в местах хранения а/м, то есть оказывать соответствующие услуги. Суд автовладельцем был выигран.

............Юридическая служба ОПАР

==== © OPAR 2004 ====