ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ

Еженедельник "Коммерсантъ-Деньги"

Текст: ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВ

Запчастное дело

Объемы продаж контрафактных, некондиционных запчастей постоянно растут. И хотя их использование наносит серьезный ущерб автовладельцам и зачастую становится причиной серьезных ДТП, систематической борьбы с производителями левых автозапчастей не ведется. Даже официальные дилеры, торгующие пафосными иномарками, похоже, махнули рукой на этот черный рынок и смирились с его существованием.

Проверка на дорогах

Не так давно я купил в солидном вроде бы магазине автозапчастей на Пролетарском проспекте автомобильный насос. Обычный насос, в котором вроде бы и ломаться нечему. Но уплотнитель поршня оказался не того диаметра, и насос пришлось выбросить, поскольку чек -- сумма-то смешная -- я не сохранил. Позже в другом магазине я купил стеклоподъемник. Через пару недель он вышел из строя. В следующий раз я решил испытать судьбу на блошином рынке автозапчастей -- купил там турецкий аккумулятор. Не знаю, чего он стоил, потому что вскоре его вытащили вместе с автомагнитолой из неудачно припаркованной машины. Кому-то удалось отключить сигнализацию, на которую у меня, опять же, была гарантия. Сигнальное устройство при этом не пострадало, поэтому претензии ее производителям предъявлять вроде бы не за что.

И все же это мелочи. Другое дело, если бы некондиционная продукция отечественного или зарубежного автопрома вызвала последствия, связанные с большими материальными затратами или с угрозой здоровью или жизни.

Как это ни странно, согласно официальной статистике, только около 3% ДТП в России обусловлены технической неисправностью транспортных средств, в то время как в странах ЕС -- 25-30%. Причина проста: у нас не принято обследовать транспортные средства сразу после аварии на месте ДТП (и попробуйте сделать это обследование в Москве на оживленной трассе -- пробка вытянется на несколько километров).

Если дефект автомобиля (например, поломка рейки рулевого управления) в момент происшествия не был четко выражен, о нем не заявили пострадавший или виновник происшествия, то невозможно узнать, что же в действительности послужило причиной аварии. Никто, как правило, и не пытается установить оригинальность или контрафактность детали (либо узла или агрегата) автомобиля, поломка которой из-за ее несоответствия техническим стандартам привела к ДТП.

Точно так же обстоят дела и с экспертизой, которую проводят в случае серьезной поломки автомобиля.

Антон Недзвецкий, адвокат, вице-президент Общества защиты потребителей: У нас нет сертификации экспертов, а поэтому нет и регламента, в котором были бы определены ответственные за экспертизу и ее порядок. В досудебном порядке она может быть проведена по согласию сторон, а в судебном -- сам суд назначает эксперта. По закону "О защите прав потребителей" эту экспертизу должен проводить продавец. Считается, что физическому лицу гораздо сложнее отстоять свою правоту, поэтому покупателю делегируется большое количество прав и поблажек. Вообще этот закон потенциально -- очень мощный инструмент, которым не все умеют пользоваться, более того, немногие о нем знают.

Фото: ДМИТРИЙ КОСТЮКОВ

Дела, связанные с ущербом, полученным в результате поломки авто либо ДТП, рассматриваются в судах общей юрисдикции, а не в арбитраже, где одни юрлица судятся с другими юрлицами (если сумма иска не превышает 50 тыс. руб., решения по ним принимают мировые судьи). Помимо возмещения прямого ущерба от ответчика могут потребовать компенсации за нанесение морального вреда, а также вреда здоровью. Более того, само государство в лице судьи имеет возможность наложить на ответчика штраф в размере до 50% от суммы, присужденной к выплате, и даже потребовать оплату неустойки в размере 1% от стоимости бракованного товара за каждый день отсрочки исполнения решения суда. Получается, что с пенями и штрафами эта сумма вырастает до угрожающих бизнесу ответчика размеров: она может достигать миллионов рублей.

Но довольно часто бывает так, что ответчик (как правило, это мелкая или средняя фирма, магазинчик) просто не хочет платить по выставленным счетам, и бывает, что судебные приставы просто не находят проштрафившуюся фирму по ее юридическому адресу.

Так, по данным Антона Недзвецкого, произошло, к примеру, с компанией "Рослада", располагавшейся в одном из комплексов "Ростокино-Лада" и торговавшей автозапчастями. Компания в течение года игнорировала решение суда, и в итоге общая сумма ее долга (иск плюс неустойка) достиг 2 млн руб. Когда судебные приставы пришли описывать имущество "Рослады", ее уже не было: она самоликвидировалась.

Самоликвидироваться могут и вполне заметные компании (либо их дочерние структуры), торгующие запчастями и автомобилями.

Анатолий Юз, гендиректор "Торговой компании 103" (сеть магазинов автозапчастей "Кэмп-103"): Я купил в компании Musa Motors автомобиль "Ягуар". Одна из деталей автомобиля очень скоро вышла из строя. Я, естественно, посчитал, что эта компания должна привести мой автомобиль в рабочее состояние либо предоставить мне новый. Я выиграл все суды у этой компании, но сейчас мой автомобиль стоит в Musa Motors в разграбленном состоянии. А ее дочерняя компания, продавшая мне автомобиль, была перерегистрирована.

Суды, связанные с возмещением ущерба, причиненного некачественной автозапчастью, тянутся обычно от полугода до полутора лет. Ответчик, как правило, выбирает один из двух способов защиты: он либо вообще не приходит на заседания суда, либо заявляет, что авария произошла вследствие неправильного монтажа детали или неправильной эксплуатации автомобиля. При этом ответчики не очень-то заботятся о доказательности своей позиции.

Иногда выход из строя бракованной запчасти приводит к драматическим последствиям. К примеру, у одного из клиентов Антона Недзвецкого, водителя "семерки", заклинил подшипник ступицы. Машину, понятно, развернуло, она вылетела на встречную полосу и попала в ДТП, несколько человек получили травмы, а столкнувшиеся автомобили -- серьезные повреждения. Водитель покупал подшипник в одной из лавок на главной московской автобарахолке -- в Южном речном порту -- и подал на продавца в суд с целью возмещения ущерба, причиненного его здоровью и имуществу. Суд, как говорится, идет.

© Еженедельник "Коммерсантъ-Деньги" № 47(552) от 28 ноября 2005 года