ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ

Газета "Комсомольская правда"

Группа разбора

Не тормози, покупая машину!

На вопросы автолюбителей отвечает руководитель юридической службы Союза потребителей России, адвокат Антон Евгеньевич НЕДЗВЕЦКИЙ
Сейчас такую претензию сочиню, что автосалону мало не покажется... Фото: ВЕЛЕНГУРИН Владимир

Сдаем и меняем...

- Это Сергей из Реутова. Я купил ВАЗ-2115, проехал 600 км, и начало гудеть то ли в коробке, то ли в двигателе.

- Когда купили машину?

- В январе. Автосалон предлагает поменять коробку, а я хочу возврата денег или замены машины.

- Вы имеете полное право на это. Если в течение 15 дней после покупки обнаруживается заводская неисправность, недостаток - не важно, насколько он существенный, - покупатель вправе заменить или сдать товар (ст. 18 Закона «О защите прав потребителей» в новой редакции, вступившей в действие 12 декабря 2007 г.). В более поздние сроки автомобиль можно заменить или сдать уже при существенных недостатках.

- Меня посылают в автосервис. Менять вообще отказываются.

- Тогда настаивайте на возврате денег. Если магазин не выполнит ваше требование в течение 10 дней, то за каждый день просрочки вам должны будут выплачивать неустойку в размере 1% цены автомобиля.

Вы также можете обратиться в суд. Тогда, кроме возврата цены машины и выплаты неустойки, продавец обязан будет еще и заплатить в бюджет штраф за отказ добровольно выполнить требование потребителя. Сообщите все это администрации салона - возможно, они станут сговорчивее.

- Константин из Кемерова. Хочу узнать: если мне не понравился цвет машины, можно ее обменять в течение 15 дней после покупки или в период гарантии?

- Закон вообще не дает права обменять машину, если не подошел цвет! Гарантия распространяется только на завод-ские недостатки, неисправности. Правило о возврате и обмене качественных товаров, не подошедших покупателю по цвету, габаритам или комплектации, на автомобили не распространяется.

«Не могу получить свою «ласточку»...

- Здравствуйте. Сергей Викторович на проводе. Я заключил договор поставки автомобиля «Тойота», сделал 30-процентную предоплату. Машину должны были привезти в течение 180 дней, до 17 ноября 2007 г. За день до этого - 16 ноября - я доплатил всю сумму стоимости - 508 тысяч рублей. Но получил я свою «Тойоту» только 14 декабря, с задержкой на 27 дней. Я могу с продавцов что-то потребовать?

- Увы, на вас не распространяется новая редакция Закона «О защите прав потребителей»: она вступила в силу 12 декабря 2007 г., а вы заключили договор о приобретении автомобиля раньше.

Но вы вправе требовать некоторых выплат исходя из законодательства, которое действовало в то время.

Во-первых, неустойку за просрочку доставки автомобиля. Если ее размер не указан в вашем договоре, то применяются ст. 487 и 395 Гражданского кодекса РФ. Неустойка рассчитывается на основе ставки рефинансирования Центробанка РФ - в вашем случае на тот период она была 10% годовых. Так что за период просрочки - с 18 ноября по 14 декабря - можете начислить на уплаченную вами сумму неустойку исходя из 10% годовых.

Во-вторых, если из-за нарушения срока доставки у вас возникли убытки - например, пришлось оплачивать автоперевозки, - то вы вправе получить компенсацию таких расходов.

ВАЖНО

Если вы внесли предоплату, а доставка авто задерживается, то за каждый день просрочки продавец обязан выплачивать неустойку в размере 0,5% от уплаченной вами суммы (ст. 23.1 Закона «О защите прав потребителей»). Общая сумма неустойки не может превышать размер внесенной покупателем предоплаты.

+ Это правило применяется, если договор о приобретении автомобиля заключен после 12 декабря 2007 г.

КСТАТИ

Суд вам в помощь!

- Пострадавшие покупатели авто выигрывают в судах весомые компенсации, - рассказывает Антон НЕДЗВЕЦКИЙ.

В прошлом году покупательница «Опель Корса», который начал гнить от коррозии в первые же 6 месяцев, отсудила у дилера новое авто и неустойку с компенсацией морального вреда - порядка 100 тысяч рублей. Истица получила новый автомобиль с кузовом последней модели - без каких бы то ни было доплат.

У хозяйки «Пежо»-307 беспричинно сработали подушки безопасности. Суд признал недостаток угрозой безопасности дорожного движения и постановил вернуть стоимость авто покупательнице.

У владельца «Мерседеса» стала барахлить коробка передач, а потом вышел из строя двигатель. Автодилер тянул с выполнением претензии, доведя до суда, но там пошел на мировую и выплатил покупателю около 6,5 млн. рублей.

«Дилер грешит на плохое топливо...»

- Здравствуйте, это Александр. Моему автомобилю полгода, он на гарантии. Вышел из строя катализатор. Дилер грешит на качество топлива. Что делать?

- Экспертиза была?

- Взяли топливо на анализ.

- Отбор при вас был?

- Да, но до этого машина простояла у них в салоне ночь.

- Тогда можете смело оспаривать результаты исследований топлива. Автомобиль фактически сутки находился в распоряжении дилера, и неизвестно, сохранился ли к моменту экспертизы тот состав топлива, который был у вас изначально.

Также имейте в виду: результаты экспертизы топлива сами по себе не могут быть основанием для отказа вам. Пусть дилер докажет, что катализатор вышел из строя именно из-за некачественного бензина, а не из-за какого-нибудь скрытого заводского брака автомобиля.

- А как это выяснить?

- Нужна полноценная экспертиза качества вашей машины на предмет производственных недостатков, скрытых дефектов.

- А если все же подтвердится, что виноват плохой бензин?

- Тогда можно предъявить претензию АЗС, на которой заправлялись последний раз. Главное, чтобы у вас были доказательства приобретения бензина у них: чеки, квитанции, свидетельские показания.

Вы вправе требовать возмещения расходов на замену катализатора, поскольку их некачественный товар - бензин - привел к повреждению вашего имущества - автомобиля.

Пишите претензию АЗС прямо сейчас, пока неисправный катализатор на месте, чтобы они могли провести осмотр и убедиться в повреждении.

- Добрый день. Я купила «Форд Фокус» с 2-летней гарантией. Год проездила, и сломался двигатель. Обратилась к дилеру - мне отказали. Сослались, что независимая экспертиза показала: «использование некачественного топлива».

- Как проводилась экспертиза? Делался ли забор топлива из бензобака непосредственно в день приемки в вашем присутствии?

- Да.

- И потом производилось исследование топлива, которое показало несоответствие требованиям по качеству?

- Да.

- В руководстве по эксплуатации вашего автомобиля указаны требования по качеству заправляемого топлива?

- В гарантийной книжке указаны только случаи, не подпадающие под гарантию. В том числе использование некачественного топлива.

- По всей видимости, при продаже вам не предоставили полной достоверной информации о товаре, в частности, о правилах и условиях его эффективной и безопасной эксплуатации.

Если сейчас продавец ссылается на использование некачественного топлива, то он был обязан изначально предоставить вам информацию, каким конкретно должно быть качество бензина и как это качество проконтролировать: что вы должны делать, чтобы не нарушить требования к качеству топлива при заправках на АЗС.

Если таких данных нет, то продавец несет ответственность за недостатки товара, которые возникли вследствие отсутствия у потребителя полной достоверной информации (ст. 12 Закона «О защите прав потребителей»).

- Что мне делать?

- Повнимательнее изучите руководство по эксплуатации авто. Если необходимых данных там действительно нет, смело предъявляйте претензию автосалону, ссылаясь на ст. 12 закона. Если не отреагируют, можно обращаться в суд.

ВАЖНО!

Продавец обязан доказать, что именно некачественное топливо привело к поломке машины. Для этого требуется не только исследование бензина, но и экспертиза качества автомобиля. Возможно, в машине есть скрытые производственные недостатки, а бензин низкого качества просто спровоцировал их проявление. В таком случае автосалон обязан выполнить требование покупателя: бесплатно отремонтировать авто либо - при существенном недостатке - заменить машину или вернуть ее стоимость.

Берегись заложенного автомобиля!

- Это Юрий Викторович. Я хотел купить автомобиль: годовалый, идеальное сочетание цены и качества. Но, говорят, люди покупают авто в кредит, умудряются его продавать, а потом приходит судебный пристав от банка и забирает машину у честного покупателя.

- К сожалению, Верховный суд на сегодня у нас поддерживает такую позицию. Автомобиль находится в залоге у банка, и его можно изъять даже у добросовестного покупателя.

- А почему банк сразу не забирает ПТС у получателя кредита?

- Закон не требует этого от банков. Хотя сами банкиры нередко включают в договор обязанность заемщика сдать ПТС в течение определенного времени после покупки авто. Но так бывает не всегда. Не исключено также, что сотрудники банка могут быть в сговоре с продавцом машины. Они делят деньги от продажи, а потом банк предъявляет свои права на заложенный автомобиль.

- Как же уберечься покупателю?

- Во-первых, судиться, создавать прецеденты. Правоохранительные органы не хотят этим заниматься, но надо их заставлять.

Во-вторых, покупателя должно насторожить, если автомобиль перепродается вскоре после его приобретения прежним хозяином.

Нужно обратиться в автосалон официального дилера, выяснить, не оформлено ли авто в кредит под залог у банка. Если вам отказываются давать такую информацию, есть повод задуматься.

«После ремонта усилился аппетит на бензин!»

- У меня «Хендай», застучал двигатель. В сервисе сказали, что в такой ситуации необходима расточка двигателя, и произвели ее. В результате машина стала больше бензина потреблять.

- Значит, изменились технические характеристики. Подтвердить это может экспертиза. По ее результатам, ссылаясь на ухудшение потребительских свойств товара и его качественных характеристик вследствие гарантийного ремонта, вы можете обратиться на завод с требованием все же произвести замену двигателя.

«Меняли фары - повредили электронику»

- Александр, машина - «Форд Мондео». Я решил поставить ксеноновые фары в обыкновенном автосервисе - так дешевле, чем у дилера. Сделали плохо - я выехал лишь с одной включенной фарой. В моем техцентре дали заключение: в связи с некорректной установкой ксенона сгорел предохранитель. Поменяли его за плату. Потом оказалось, что этот ксенон влияет еще и на компьютер автомобиля. В итоге в техцентре сняли ксенон и поставили обыкновенные лампочки. В ходе всего этого я сильно попал на деньги. Можно сервису претензию предъявить?

- Конечно! Пишите претензию, основываясь на статье 29 Закона «О защите прав потребителей». Автосервис выполнил работу по установке ксеноновых фар с недостатками, которые к тому же привели к возникновению у вас дополнительных убытков: расходов на диагностику, замену предохранителя, установку лампочек и т. д. Вы вправе потребовать возмещения ваших убытков, возврата стоимости фар и платы за их установку.

- Могу я через суд это сделать?

- Да. Тем более что у вас есть весомое доказательство: письменное заключение дилерского техцентра о некорректной установке ксенона.

Сначала отправьте в автосервис претензию заказным письмом с уведомлением о вручении либо передайте лично под отметку о приеме на вашем экземпляре. Установите срок на выполнение ваших требований: по закону - 10 дней. Если они не согласятся удовлетворить претензию либо вообще не ответят - обращайтесь в суд.

ЭТО ПРИГОДИТСЯ!

Полезные сайты:

Здесь вы можете найти образцы претензий, исков, необходимые документы (законы, постановления и т. д.), а также задать свои вопросы:

сайт Союза потребителей России: http://www.potrebitel.net/

сайт Московского общества защиты потребителей (МОЗП): http://www.mozp.org/

сайт Общества потребителей автотехники России (ОПАР): http://www.opar.ru/

© "Комсомольская правда" 21 февраля 2008 года