ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ


"Литературная газета" № 44 (5810) 1 - 7 ноября 2000 г. Статья: "...ПЛЮС АВТОМОБИЛИЗАЦИЯ ВСЕЙ СТРАНЫ" Андрей ПАВЛОВ

Новая ситуация на российском авторынке: пламенная любовь российских граждан к иномаркам начинает постепенно угасать

В стране все больше личных автомобилей. Можно сказать, что в последние годы происходит постепенное насыщение российского рынка отечественными и зарубежными машинами. Как оценить это явление? Заслуживает ли оно лишь положительной оценки или этот процесс, как многое у нас в последние годы, происходит с издержками и перекосами? Об этом в беседе с обозревателем “ЛГ” размышляет президент Общества потребителей автомобильной техники Евгений НЕДЗВЕЦКИЙ.

 

............– Все говорят, что живут плохо, но личных автомобилей становится все больше. Приблизимся ли мы когда-нибудь по числу автомобилей на душу населения к развитым странам?

............– Приблизимся. По нашим оценкам, возможность купить автомобиль у нашего “среднестатистического” гражданина уже сейчас ненамного отличается от той, какая существует у населения развитых стран. Другое дело, что это за автомобиль... Нас ведь когда-то удивляло, что какой-нибудь американский студент может за 300 – 400 долларов приобрести машину и целое лето путешествовать на ней. А потом выбросить... Сейчас в принципе и у нас многие молодые люди в состоянии сделать то же самое. У нас уже возникла проблема автомобильных кладбищ – они тоже до недавних пор были нам в диковинку. Раньше люди ездили на машине “до упора”, пока она не рассыплется. Сейчас же многие стараются любыми способами избавиться просто от морально устаревшего автомобиля, который физически еще вполне пригоден к эксплуатации. Для хорошего мастера ничего не стоит его восстановить и ездить на нем еще достаточно долго. Тем более что и запчасти “кладбищенские” есть в достаточном количестве.

............– Как вы считаете, ради чего сейчас покупают машину – просто чтобы ездить, ради престижа или чего-то еще?

............– Это зависит от возраста и обеспеченности покупателей. Для молодежи главное – престиж. Даже и не Бог весть какой автомобиль выделяет его из числа сверстников. Людьми среднего возраста (и среднего достатка) движут, конечно, практические соображения: они покупают машину, чтобы ездить на работу, на дачу, перевозить товар (если человек занимается торговлей), собственную продукцию (если что-то изготавливает). Люди предпенсионного и “раннего” пенсионного возраста нередко приобретают машину, чтобы заниматься извозом. Несколько сотен в день человек может заработать без особого труда. Если речь идет о пенсионере, это примерно то, что он получает в месяц. В советские времена это считалось чуть ли не преступлением, а сейчас... Никого не интересует, кого и куда ты везешь. Ну и, наконец, те, у кого достаточно денег, покупают автомобиль опять-таки ради престижа. Но это уже престиж другого уровня.

............– Щеголять дорогим автомобилем – это, по-видимому, манера, распространенная в странах, где автомобилизация по-настоящему лишь начинается, да и вообще где капитализм пребывает в ранней стадии?

............– Да, на Западе такого, как правило, нет, чтобы по городу, на работу ездили на дорогих машинах. Такая дурь только в России. Возьмите “СААБ” – по начинке это ведь самолет, а не автомобиль. Дорогая машина. На Западе ее используют главным образом либо в представительских целях (как наши “членовозы”), либо для дальних поездок. Но никому в голову не взбредет каждый день разъезжать на ней по Мадриду или Буэнос-Айресу. А у нас по Москве разъезжают.

............Впрочем, сейчас, после дефолта, и у нас кое-кто стал задумываться: не слишком ли это накладно? Кое-кто пересаживается на “тачку” попроще – допустим, на “десятку”...

............– В некоторых семьях сейчас две машины и более. Много ли таких семей?

............– Думаю, процентов 10 – 20. Здесь ведь дело не в деньгах: в качестве второй машины обычно покупается что попроще – допустим, те же “Жигули” (первая, как правило, – иномарка). Здесь дело в другом. Второй автомобиль обычно покупается для жены. Стало быть, весь вопрос в том, расположена ли она водить машину, нравится ли ей это занятие. Ну и, кроме того, удваиваются заботы с гаражом, со стоянкой. Гараж и стоянка – это у нас по-прежнему слабое место.

............– Кстати, в последнее время все чаще можно увидеть женщину за рулем. Это что – мода такая?

............– Возможно, отчасти и мода (ведь женщины особенно легко ей поддаются). Но в большей степени дело, я думаю, в том, что женщины стали более самостоятельными. А самостоятельному человеку автомобиль необходим.

............– Какие автомобили сейчас покупают больше всего и почему?

............– Если говорить об отечественных автомобилях, покупают все. Кто к чему привык. Знаю людей, которые, кроме “Волги”, ничего не признают. Хотя она и ломается часто, и “жрет” больше десяти литров. Точно так же есть приверженцы “Москвича”. Но это те люди, которые умеют все делать своими руками. Дешевая машина. В хороших руках – очень хорошая. А вот если у вас нет навыков слесаря и механика, лучше вам ее не брать. На “Запорожец”, на “Таврию” спрос упал, они практически ушли с нашего рынка... Самым массовым нашим автомобилем были и остаются “Жигули”. Цена машины в общем-то соответствует ее качеству. И, что очень важно, в целом, можно сказать, ВАЗ обеспечивает ее гарантийное и техническое обслуживание с помощью своей сети техцентров.

............– Неужто у вас нет никаких претензий к этому заводу?

............– Претензии есть, но на фоне других он выглядит совсем неплохо. Главный же недостаток ВАЗа, на мой взгляд, – то, что его руководство проводит абсолютно неправильную политику в отношении потребителя: когда у людей возникают какие-то претензии к продукции завода, руководство старается отбиться от них через суд, пренебрегая решением вопросов в досудебном порядке. Вообще вазовское начальство передоверило этот вопрос своим юристам и так называемым службам по работе с потребителем. А те действуют по закону Паркинсона: чем больше у потребителя претензий, тем больше к этим службам уважения, тем больше они вроде бы нужны.

............– Время от времени мы слышим, как та или иная западная автомобильная фирма, выявив тот или иной дефект у какого-то своего автомобиля, отзывает из эксплуатации тысячи, десятки тысяч проданных его экземпляров. Можно ли себе представить, чтобы какое-то наше предприятие – допустим, тот же ВАЗ – сделало то же самое?

............– По нашим данным, такие отзывы бывают, хотя о них стараются не распространяться, держат это в тайне. Видимо, полагают, что это нанесет урон престижу фирмы. Хотя повсюду в мире уверены в обратном. Мне известны случаи, когда наши автомобили отзывались, если обнаруженный дефект мог сказаться на безопасности эксплуатации машины – допустим, неисправности рулевого управления, тормозов и т.д.

............– Что можно сказать о том, как рассматриваются в судах иски владельцев автомобилей к производителям и продавцам?

............– Самая главная претензия к судам – то, что нередко процесс затягивается на годы, причем совершенно неоправданно. Автомобиль – сложное и дорогостоящее техническое устройство. Решающую роль при вынесении вердикта о том, кто и в чем виноват, играет заключение экспертизы. К сожалению, экспертизой сейчас занимаются не только экспертные учреждения, НИИ, но и частные фирмы. Подчас бывает так: кто оплатил экспертизу, в пользу того и выдается результат. Иными словами, экспертиза оказывается объективной и независимой только по названию. По существу же она становится чисто коммерческой операцией.

............– Ощущение такое, что сейчас на российских дорогах становится больше иномарок, нежели отечественных автомобилей. Во всяком случае, число иномарок неуклонно растет. Прежде всего подержанных...

............– Иномарок, конечно, не больше, чем отечественных автомобилей, но действительно много. И число их в самом деле растет. По нашим данным, сейчас из России за счет продажи иномарок, новых и подержанных, ежегодно выкачивается несколько миллиардов долларов.

............– Чем это объяснить – тем, что у “их” машин, даже у неновых, соотношение “цена – качество” лучше, чем у наших новых?

............– Да, “цена – качество” подержанной иномарки сравнялось с этим параметром у нашего нового автомобиля. А комфортность их машин, конечно, гораздо выше. Если вы посидите за рулем иномарки, вам будет нелегко потом заставить себя пересесть за руль “Волги” или “Жигулей”. Прибавьте еще к этому, что по внешнему виду подержанную машину далеко не всегда можно отличить от новой. Так что за сравнительно небольшие деньги вы получаете вполне престижный автомобиль. Тут, однако, есть одна “мелочь”: эксплуатация и ремонт иномарок на порядок дороже, чем эксплуатация и ремонт отечественных машин. Но это не все и не сразу осознают. Человек, покупающий иномарку, наслышан о том, что, мол, “их” автомобили практически не требуют ремонта. На самом деле какие-то не требуют, а какие-то требуют. Через некоторое время ремонта начинают требовать все. И в этом случае карман владельца начинает облегчаться очень сильно.

............– Все-таки вот эта тенденция – предпочитать подержанную иномарку новому отечественному автомобилю – еще сохраняется или начинает угасать?

............– В ряде случаев она еще сохраняется, однако, по нашим наблюдениям, появились и признаки ее ослабления. Все-таки новый автомобиль – это новый автомобиль. А когда до вас в нем кто-то ездил 5 – 10 лет... Это уже не то. К тому же, не станем забывать, чрезмерный ажиотаж вокруг иномарок возник в первые постсоветские годы: это было то же самое, как если бы голодному человеку дали вдоволь пищи. Хотелось поскорее насытиться. Хотелось убедить себя и других, что ты тоже принадлежишь к сытому, обеспеченному, благополучному миру, что ты не хуже других... Сейчас многие стимулы, действовавшие в те годы, утрачивают силу. На многое можно посмотреть более спокойно.

............– В прежние времена человека, купившего машину, ждало больше проблем, чем удовольствий. А сейчас?

............– Сейчас проблем вроде бы нет никаких – были бы деньги. Отремонтируют моментально. Но этот ремонт может оказаться некачественным и привести к тяжелым последствиям, вплоть до того, что ваш автомобиль станет просто непригоден к эксплуатации. Так что, по большому счету, проблем по-прежнему немало: если раньше сервис был, как говорили, ненавязчивым, то сейчас, напротив, чересчур навязчив – вас буквально за фалды хватают, предлагая свои услуги. И если у вас нет достаточного опыта, вам нелегко разобраться, какие именно предложения следует принять, а от каких решительно отказаться.

............– Как мы уже говорили, на российских дорогах все больше иномарок. Все ли зарубежные фирмы должным образом выполняют свои обязательства перед российскими гражданами, которые приобрели их изделия на четырех колесах?

............– Это сейчас самый больной вопрос. Западные фирмы-производители ведут себя на российском рынке по-разному. Многие из них стараются уйти от ответственности за проданный некачественный автомобиль. У ряда фирм в России нет даже серьезной дилерской сети. В результате покупатель иномарки, обнаруживший у нее дефект, который по закону обязан исправить продавец или изготовитель, нередко обнаруживает, что фирма-продавец просто-напросто исчезла, а представительства изготовителя в России нет... Куда ему обращаться?

............– О каких конкретно фирмах идет речь?

............– Наиболее ярко такая ситуация проявилась с концерном “Фиат”. Не создав в России нормальной дилерской сети, он с 1995 года стал поставлять сюда свои автомобили. Некоторые их экземпляры оказались настолько некачественными, что, как известно, возникло даже общественное движение “Такой “Фиат” нам не нужен!”. Сейчас в московских судах находятся пять исков к этому итальянскому концерну и продавцам его продукции. Одно дело уже выиграно – по иску к продавцу. Но... продавец исчез.

............– Странно все-таки, что эта история приключилась именно с “Фиатом”: как-никак у нас были с ним добрые отношения еще с советских времен, с шестидесятых годов. Ведь это “Фиат” дал нам “Жигули”. Что бы мы делали без “Жигулей”?

............– Ничего странного нет: “Фиат” и прежде преподносил нам всякие “сюрпризы”, просто о них предпочитали помалкивать, так сказать, из высших соображений. А то, что этот концерн и фирма, представляющая его интересы, делают сейчас, вообще уму непостижимо. Они, например, предъявили иски людям, входящим в упомянутое мной общественное движение “Такой “Фиат”...”, на общую сумму в 1 миллион 200 тысяч рублей в возмещение “морального вреда”, будто бы нанесенного концерну письмами и требованиями потребителей. Еще на 600 тысяч рублей предъявил иск один из руководителей концерна.

............– Каждый защищается как может. Нельзя же лишить их права на защиту...

............– Но как можно нанести моральный вред юридическому лицу?

............– А какие фирмы достойно ведут себя на российском рынке?

............– Я могу высказать только свое личное мнение. Кто-то при желании может его оспорить. Безусловно, уважения заслуживают “Фольксваген”, “Ниссан”, “Оппель”. Отчасти “Ситроен”.

............– Только четыре фирмы – две немецкие, одна японская и одна французская? И все?

............– Наверное, их больше, но я говорю о тех, с которыми мы, Общество потребителей автотехники, имели дело. Все возникающие вопросы они решают достаточно быстро и приемлемым для потребителя образом.

............Конечно, со временем таких фирм, наверное, станет больше. Будем надеяться, что недобросовестные производители и продавцы окажутся вытеснены с российского рынка. Однако само собой это не произойдет. Этого надо каждодневно добиваться уже сейчас.

© "Литературная Газета", 2000