ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ
Газета "Московские новости" №36, 2003 г. Рубрика: МН-события Покупатель |
Статья: "ПБОЮЛ в засаде" |
Борис Чжен |
............Сдача в аренду известных торговых марок оборачивается бедствием для потребителей. |
............Считается, что приобретать товары в "раскрученных" торговых заведениях не только престижно, но и надежно. Однако, отоварившись в разрекламированном магазине, не спешите радоваться: вполне возможно, ваш продавец - никому не известное общество с весьма ограниченной ответственностью, а состоявшаяся сделка небезопасна для кошелька. |
ПОДДЕЛЬНЫЙ РОДСТВЕННИК |
............Анатолий К. потратил годы на то, чтобы накопить нужную сумму на машину. И вот наконец последний ответственный этап - выбор продавца. Анатолий без долгих колебаний предпочел широко известный "Автомир". Раз в рекламу автосалона вбухивают немалые деньги, думал он, значит, бизнес там поставлен солидно. В "Автомире" наш герой приобрел ГАЗ-33027. Очень скоро выяснилось, что машина не то чтобы с браком, а вообще непригодна к эксплуатации (что впоследствии подтвердила экспертиза, проведенная в процессе судебного слушания Кузьминским судом Москвы). Анатолий в поисках справедливости направился к продавцу. Но на месте бойкой торговли обнаружил... лишь пустые стены да не испарившийся еще запах бензина. |
............Анатолий обратился за помощью в Общество потребителей автотехники России. Там его переадресовали в столичное управление Министерства по антимонопольной политике (МАП). Специалисты управления занялись проверкой деятельности продавца. Каково же было разочарование Анатолия, когда он узнал, что приобрел дорогостоящий товар на самом деле вовсе не у популярного "Автомира", а у безвестного ООО "Мотор Хаус". Но ведь на здании, где размещался торговый зал "Мотор Хаус", имелась вывеска фирмы "Автомир" и не имелось ничего, что указывало бы на связь с вышеназванным ООО. Неудивительно, что Анатолий и другие покупатели считали, что покупают автомобили у известного дилера. |
............Правда, в ходе проверки специалисты антимонопольного управления установили, что на момент приобретения Анатолием К. автомобиля ООО "Мотор Хаус" являлось членом некоммерческого партнерства "Автомир" и имело лицензию на использование его товарного знака на товаре, его упаковке, а также на сопроводительной и деловой документации. Только вот за действия "родственника" члены партнерства по закону никакой юридической ответственности не несут. |
ВЫВЕСКА ИЛИ РЕКЛАМА ? |
............В столичном антимонопольном управлении считают, что случаи подмены торговых марок не редкость. Выборочные проверки торговых точек показывают, что в каждом третьем торговом центре вывески не совпадают с реквизитами, которые указаны на товарных чеках. Популярный некогда торговый дом "Новоарбатский" собрал под своей крышей множество коммерческих фирм, но само акционерное общество с юридическим названием "Торговый Дом "Новоарбатское" ничем не торгует. |
............Аренда торговых марок становится все более популярной среди коммерсантов, но страдают от нее покупатели. Оповещать своих клиентов о "подменах" продавцов, видимо, считается дурным тоном. Где гарантия, что завтра ООО или ПБОЮЛ не уподобятся тому же "Мотор Хаус" и не растворятся без следа? А доверчивые покупатели не окажутся жертвами молчаливого сговора тех, кто сдает напрокат свою торговую марку, и тех, кто этим пользуется? |
............- Каждую ситуацию тут следует рассматривать отдельно. Необходимо понять, например, как именно оформлено название торгового центра: как вывеска или как реклама? Если как вывеска, то потребителя надлежит поставить в известность, у кого, собственно, он покупает товар. То есть указать в пределах магазина все ООО и ПБОЮЛ. В противном случае налицо предоставление неполной информации потребителю. Что является нарушением статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", - говорит Ольга Одинцова, заместитель руководителя столичного управления МАП. |
............Тем не менее законодательство таково, что владелец бренда имеет право не принимать претензии от покупателей. А у нанимателя торговой марки нет прямой обязанности афишировать сделку. Главное - деньги капают. |
............На Западе, где аренда торговых марок давно превратилась в успешный бизнес, ответственность франчайзера (владельца бренда) тоже далеко не всегда прописана юридически. |
............- Там, где нет закона, действуют традиции. На торговое имя нужно пахать годами, чтобы впоследствии незапятнанным передать его детям, - говорит специалист Российской ассоциации развития франчайзинга Валерий Перков. - Конечно, существует и жесткая система контроля. Фирме не светит статус франчайзера, если она не проработала на рынке больше двух лет. Дотошным проверкам подвергается и кандидат в арендаторы. И если обнаружится, например, что учредители фирмы были под судом, об использовании известного бренда им останется только мечтать. |
............У нас же даже фирмы, претендующие на солидность, пока не слишком озабочены чистотой своих коммерческих связей. В одной из налоговых инспекций столицы корреспонденту "МН" рассказали, что с фирмами-однодневками им приходится сталкиваться постоянно. Многие из них по несколько месяцев легально используют чужую товарную обертку, а затем тихо "умирают" перед подачей налоговой отчетности. "Впаривают" по-быстрому нередко сомнительный ассортимент и исчезают с незадекларированной прибылью. Между тем несоответствие торгового имени сведениям, указанным на чеке, не может считаться абсолютным показателем налоговых и прочих нарушений. Более того, зачастую владельцы крупных брендов выступают учредителями различных ООО с целью легальной минимизации налогов. |
............Понятно, что информировать покупателя о подмене торговых марок коммерсантам невыгодно. Неизвестно, как это отразится на объемах продаж. А настоящим хозяевам подобные мелочи ни к чему: деньги капают, закон на их стороне, чего, спрашивается, дергаться. Вот и "Автомир" по требованию столичного управления МАП предоставил все необходимые документы, и чиновники вынуждены были признать их юридически чистыми. Вопрос - кто ответит по обязательствам "Мотор Хаус" перед пострадавшим потребителем - до сих пор остается без ответа. И так будет до тех пор, считает Ольга Одинцова, пока в законодательном поле не появятся более четкие требования к владельцам и арендаторам брендов. |
Советы покупателю |
1. Делая покупку в "фирменном" магазине, используйте свое право на информацию и поинтересуйтесь, является ли данное юридическое лицо действительным владельцем разрекламированного бренда. |
2. В случае отказа в предоставлении вам учредительных документов узнать о подмене марки можно по товарному или кассовому чеку. Там обязательно должны быть сведения о продавце. |
3. По закону за качество товара всегда отвечает конкретное юридическое лицо, продавшее товар, под каким бы брендом оно ни вело торговлю. |
4. В соответствии со статьей 18 закона "О защите прав потребителей" гражданин, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе возвратить этот товар как продавцу, так и изготовителю, и потребовать возврата уплаченной за него суммы. |
© Газета "Московские новости", 2003 |