ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ


Газета "Московские новости" №36, 2003 г. Рубрика: МН-события Покупатель

Статья: "ПБОЮЛ в засаде"

Борис Чжен

............Сдача в аренду известных торговых марок оборачивается бедствием для потребителей.

............Считается, что приобретать товары в "раскрученных" торговых заведениях не только престижно, но и надежно. Однако, отоварившись в разрекламированном магазине, не спешите радоваться: вполне возможно, ваш продавец - никому не известное общество с весьма ограниченной ответственностью, а состоявшаяся сделка небезопасна для кошелька.

ПОДДЕЛЬНЫЙ РОДСТВЕННИК

............Анатолий К. потратил годы на то, чтобы накопить нужную сумму на машину. И вот наконец последний ответственный этап - выбор продавца. Анатолий без долгих колебаний предпочел широко известный "Автомир". Раз в рекламу автосалона вбухивают немалые деньги, думал он, значит, бизнес там поставлен солидно. В "Автомире" наш герой приобрел ГАЗ-33027. Очень скоро выяснилось, что машина не то чтобы с браком, а вообще непригодна к эксплуатации (что впоследствии подтвердила экспертиза, проведенная в процессе судебного слушания Кузьминским судом Москвы). Анатолий в поисках справедливости направился к продавцу. Но на месте бойкой торговли обнаружил... лишь пустые стены да не испарившийся еще запах бензина.

............Анатолий обратился за помощью в Общество потребителей автотехники России. Там его переадресовали в столичное управление Министерства по антимонопольной политике (МАП). Специалисты управления занялись проверкой деятельности продавца. Каково же было разочарование Анатолия, когда он узнал, что приобрел дорогостоящий товар на самом деле вовсе не у популярного "Автомира", а у безвестного ООО "Мотор Хаус". Но ведь на здании, где размещался торговый зал "Мотор Хаус", имелась вывеска фирмы "Автомир" и не имелось ничего, что указывало бы на связь с вышеназванным ООО. Неудивительно, что Анатолий и другие покупатели считали, что покупают автомобили у известного дилера.

............Правда, в ходе проверки специалисты антимонопольного управления установили, что на момент приобретения Анатолием К. автомобиля ООО "Мотор Хаус" являлось членом некоммерческого партнерства "Автомир" и имело лицензию на использование его товарного знака на товаре, его упаковке, а также на сопроводительной и деловой документации. Только вот за действия "родственника" члены партнерства по закону никакой юридической ответственности не несут.

ВЫВЕСКА ИЛИ РЕКЛАМА ?

............В столичном антимонопольном управлении считают, что случаи подмены торговых марок не редкость. Выборочные проверки торговых точек показывают, что в каждом третьем торговом центре вывески не совпадают с реквизитами, которые указаны на товарных чеках. Популярный некогда торговый дом "Новоарбатский" собрал под своей крышей множество коммерческих фирм, но само акционерное общество с юридическим названием "Торговый Дом "Новоарбатское" ничем не торгует.

............Аренда торговых марок становится все более популярной среди коммерсантов, но страдают от нее покупатели. Оповещать своих клиентов о "подменах" продавцов, видимо, считается дурным тоном. Где гарантия, что завтра ООО или ПБОЮЛ не уподобятся тому же "Мотор Хаус" и не растворятся без следа? А доверчивые покупатели не окажутся жертвами молчаливого сговора тех, кто сдает напрокат свою торговую марку, и тех, кто этим пользуется?

............- Каждую ситуацию тут следует рассматривать отдельно. Необходимо понять, например, как именно оформлено название торгового центра: как вывеска или как реклама? Если как вывеска, то потребителя надлежит поставить в известность, у кого, собственно, он покупает товар. То есть указать в пределах магазина все ООО и ПБОЮЛ. В противном случае налицо предоставление неполной информации потребителю. Что является нарушением статьи 10 Закона РФ "О защите прав потребителей", - говорит Ольга Одинцова, заместитель руководителя столичного управления МАП.

............Тем не менее законодательство таково, что владелец бренда имеет право не принимать претензии от покупателей. А у нанимателя торговой марки нет прямой обязанности афишировать сделку. Главное - деньги капают.

............На Западе, где аренда торговых марок давно превратилась в успешный бизнес, ответственность франчайзера (владельца бренда) тоже далеко не всегда прописана юридически.

............- Там, где нет закона, действуют традиции. На торговое имя нужно пахать годами, чтобы впоследствии незапятнанным передать его детям, - говорит специалист Российской ассоциации развития франчайзинга Валерий Перков. - Конечно, существует и жесткая система контроля. Фирме не светит статус франчайзера, если она не проработала на рынке больше двух лет. Дотошным проверкам подвергается и кандидат в арендаторы. И если обнаружится, например, что учредители фирмы были под судом, об использовании известного бренда им останется только мечтать.

............У нас же даже фирмы, претендующие на солидность, пока не слишком озабочены чистотой своих коммерческих связей. В одной из налоговых инспекций столицы корреспонденту "МН" рассказали, что с фирмами-однодневками им приходится сталкиваться постоянно. Многие из них по несколько месяцев легально используют чужую товарную обертку, а затем тихо "умирают" перед подачей налоговой отчетности. "Впаривают" по-быстрому нередко сомнительный ассортимент и исчезают с незадекларированной прибылью. Между тем несоответствие торгового имени сведениям, указанным на чеке, не может считаться абсолютным показателем налоговых и прочих нарушений. Более того, зачастую владельцы крупных брендов выступают учредителями различных ООО с целью легальной минимизации налогов.

............Понятно, что информировать покупателя о подмене торговых марок коммерсантам невыгодно. Неизвестно, как это отразится на объемах продаж. А настоящим хозяевам подобные мелочи ни к чему: деньги капают, закон на их стороне, чего, спрашивается, дергаться. Вот и "Автомир" по требованию столичного управления МАП предоставил все необходимые документы, и чиновники вынуждены были признать их юридически чистыми. Вопрос - кто ответит по обязательствам "Мотор Хаус" перед пострадавшим потребителем - до сих пор остается без ответа. И так будет до тех пор, считает Ольга Одинцова, пока в законодательном поле не появятся более четкие требования к владельцам и арендаторам брендов.

Советы покупателю

1. Делая покупку в "фирменном" магазине, используйте свое право на информацию и поинтересуйтесь, является ли данное юридическое лицо действительным владельцем разрекламированного бренда.

2. В случае отказа в предоставлении вам учредительных документов узнать о подмене марки можно по товарному или кассовому чеку. Там обязательно должны быть сведения о продавце.

3. По закону за качество товара всегда отвечает конкретное юридическое лицо, продавшее товар, под каким бы брендом оно ни вело торговлю.

4. В соответствии со статьей 18 закона "О защите прав потребителей" гражданин, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе возвратить этот товар как продавцу, так и изготовителю, и потребовать возврата уплаченной за него суммы.

© Газета "Московские новости", 2003