ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ

"Ведомости" Авторы: Александр Комраков, Глеб Столяров. Для Ведомостей

"ДЕСЯТКИ" ВСТАЛИ

САМАРА - "АвтоВАЗ" не решается признать, что его постиг сбытовой кризис, но дилеры уже говорят о нём во весь голос. Не дождавшись поддержки завода, они снижают цены на "десятки" за счёт собственной прибыли. А эксперты считают, что снижения цен не избежать и заводу.

"АвтоВАЗ" - крупнейший автозавод страны, в прошлом году выпустил 717 981 легковой автомобиль, из них около 240 000 - семейства Lada 110. Выручка по РСБУ - 125,9 млрд руб, чистая прибыль - 5,6 млрд руб.

Московская автоторговая компания "Инком-Авто" сообщила вчера о снижении цен на новые "десятки" приблизительно на $200. По словам Сергея Соколова, директора по маркетингу дилерской компании "Ростокино-Лада", снизили цены на легковушки семейства Lada 110 уже многие столичные дилеры. Некоторые просто переписали ценники, некоторые предоставляют покупателям выбор - получить скидку или заказать на её сумму дополнительное оборудование. Ещё в апреле около 10 крупных московских дилеров ВАЗа передали на завод через его московское управление региональных поставок (УРП) письмо с просьбой разрешить им продлить действие новогодних скидок (они закончились в феврале), рассказал Соколов. Дилеры жаловались на снижение продаж, утверждает источник, знакомый с письмом.

По словам Соколова, в конце апреля ВАЗ позволил столичным дилерам продавать модели 21101 и 21104 со скидкой до 8000 руб., остальные машины "десятого" семейства - со скидкой до 4000 руб. Это подтвердили ещё два дилера.

"АвтоВАЗ" не снижал отпускных цен и не выпускал никаких указаний для дилеров, утверждает замдиректора завода по связям с общественностью Александр Громков. ВАЗ лишь рекомендует дилерам торговую надбавку к своим отпускным ценам в 9,17 %. "Как распоряжается дилер своей маржей - его дело", - говорит Громков. Громков и столичное УРП не подтвердили факт обращения дилеров к заводу, но представитель УРП признал, что по поводу цен "были консультации".

Этой весной спрос на "десятки" куда ниже, чем год назад, сетует коммерческий директор тольяттинской дилерской компании "Восток-Лада" Михаил Кочережко. По его оценке, запасы автомобилей у дилеров ВАЗа по России достигают 80 000 - вдвое выше нормы. "Если "АвтоВАЗ" будет держаться за нынешнюю цену, через 1-2 года корейские и японские машины окончательно вытеснят "Ладу" с рынка", - убеждён он. ВАЗу наступают на пятки корейские конкуренты, соглашается генеральный менеджер по маркетингу и PR группы "Рольф" Валерий Тараканов. Цена одного из основных конкурентов "Лады", Daewoo Nexia, составляет всего $8500, напоминает Тараканов (в Москве "Лада-110" стоит сейчас $8000-8300). В I квартале Daewoo продемонстрировала громадный скачок продаж: было продано 10 667 Nexia против 4272 в I квартале прошлого года. В пресс-службе Таганрогского автозавода (ТагАЗ), собирающего корейские Hyundai, утверждают, что что рост продаж этой марки идёт "в основном за счёт людей, пользовавшихся до этого отечественными автомобилями". А в сентябре начнёт продаваться Renault Logan российской сборки с ценой, начинающейся с $9000. "При этом даже в базовой комплектации эта модель будет лучше укомплектована, чем вазовские машины", - говорит Тараканов. С развитием потребительского кредитования разница в цене даже в $1000-2000 "перестаёт быть серьёзным барьером" и недорогие иномарки всё больше теснят "десятку", констатирует управляющий директор инвесткомпании AG Capital Александр Агибалов.

"Удерживая цены на прежнем уровне и даже повышая их, "АвтоВАЗ" теряет своё основное конкурентное преимущество - низкую цену - и рвётся в ценовую нишу, где есть очень сильные игроки", - считает Тараканов. ВАЗ и дальше будет испытывать проблемы со сбытом "десяток", ему придётся снизить отпускную цену на 5%, убеждена аналитик Объединённой финансовой группы (ОФГ) Елена Сахнова.

"АвтоВАЗ" вступает в полосу кризиса, считает президент Российской ассоциации автомобильных дилеров (РААД) Олег Наумов. Продажи иномарок в стране продолжают расти, и за четыре месяца 2005 г. их продано почти вдвое больше, чем за тот же период 2004 г. Поэтому вазовские дилеры вынуждены будут не только сокращать свою прибыль, но и добиваться снижения цен заводом. Наумов сомневается, способны ли на это руководители "АвтоВАЗа", хотя, считает он, другого выхода у них нет: "АвтоВАЗ" по-прежнему не готов быть конкурентоспособным хотя бы в сегменте недорогих автомобилей.

Источник, близкий к "АвтоВАЗу", считает, что в принципе предприятие имеет возможность снизить отпускные цены, ведь "десятка" - самая прибыльная для ВАЗа модель. "Но и маржа дилеров совсем не маленькая", - отмечает он. По его мнению, заводу и дилерам надо вместе искать пути решения проблемы. "Два года назад [во время спада продаж из-за наплыва подержанных иномарок] мы вместе снизили маржу", - напоминает собеседник "Ведомостей".

© "Ведомости" от 13 мая 2005 года