ОБЩЕСТВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ АВТОТЕХНИКИ РОССИИ

Газета "Ведомости"

Кредит от Toyota
Смогут получить российские покупатели
Глеб Столяров

Японский концерн Toyota Motor хочет увеличить продажи своих автомобилей в России. Для этого он собирается привести сюда свой банк, специализирующийся на автокредитовании. Эксперты отмечают, что такое решение поможет компании увеличить продажи своих автомобилей в преддверии открытия сборочного завода в Петербурге. Они уверены, что этому примеру последуют и другие зарубежные автоконцерны.

Toyota Kreditbank GmbH (Германия) – “дочка” Toyota Financial Services Corp., кредитного подразделения Toyota. Создан в 1998 г., специализируется на предоставлении кредитов на покупку автомобилей компании. Самую низкую процентную ставку для покупателей в России предлагает Ford: для моделей Focus, Fiesta, Mondeo, Fusion и Focus ST она составляет 4,9% годовых. У Renault и Nissan – от 7,9% годовых, Audi A3 и A4 предлагаются в кредит под 5,9% годовых.

Toyota Kreditbank GmbH намерен создать дочерний банк в России, сообщили в пятницу агентства “Прайм-ТАСС” и “Интерфакс” со ссылкой на источник в банковских кругах. По их данным, в ближайшее время он подаст соответствующие документы в Центробанк. “Дочка” финансового подразделения концерна сможет приступить к кредитованию сразу после получения лицензии на проведение банковских операций, не дожидаясь лицензии на привлечение вкладов физлиц. В московском представительстве Toyota информацией о приходе банка пока не располагают.

Банк придет в Россию вслед за самой Toyota Motor, которая подписала в апреле 2005 г. соглашение о строительстве завода в Петербурге. Компания вложит в проект около $150 млн. Завод должен заработать уже в следующем году и на первом этапе будет выпускать до 50 000 автомобилей представительского класса Camry (стоит от $31 000). Сейчас у Toyota, которая в 2005 г. продала в России 60 638 автомобилей, нет единой кредитной программы. Как рассказал пресс-секретарь дилера Toyota компании “Бизнес-Кар” Роман Скольский, его компания подписала договор с Райффайзенбанком, который кредитует покупателей на срок до пяти лет под 10-11% годовых.

По оценке ОФГ, в 2005 г. в России около 35% всех автомобилей было продано в кредит, а общая сумма выданных кредитов превысила $4 млрд. В 2006 г., по прогнозу компании, доля продаж автомобилей в кредит может увеличиться до 40%, а сумма выданных кредитов достигнет $6 млрд.

Впрочем, финансовые “дочки” автоконцернов в Россию пока не спешат. Собирались это сделать General Motors и Renault. GM еще два года назад обещала привести в Россию General Motors Acceptance Corp (GMAC). Но недавно контрольный пакет акций компании был продан группе инвесторов. В февральском отчете Renault Credit International Banque (RCI Banque) объявил, что он планирует открыть отделения в России, Колумбии и Южной Корее. По словам представителя Renault Оксаны Назаровой, документы на регистрацию российской “дочки” Renault Credit International Banque были поданы еще в прошлом году и она будет зарегистрирована в ближайшее время.

Другие производители пока об этом не заявляли. Ford, запустивший свою программу “Форд в кредит” еще в 2001 г., работает не через Ford Motor Credit, а через банки-партнеры — Райффайзенбанк, Международный московский банк, МДМ-банк, Газпромбанк, Банк Москвы. В апреле единые программы кредитования запустили Renault и Nissan (Nissan Finance), но они тоже работают через сторонние банки. Через банки-партнеры работают PSA Peugeot Citroёn, DaimlerChrysler, Hyundai Motors.

Управляющий партнер компании “Маркетинговые и инвестиционные проекты” Владислав Цветков говорит, что рынок автокредитования уже близок к насыщению: “Во всем мире в кредит продается не более 50% автомобилей, а у нас уже около 40%”. По его словам, в России уже сложились стабильные контакты по автокредитованию между дилерами, банками и страховыми компаниями. Но Цветков отмечает, что предложить единую кредитную программу можно и не имея здесь банковского подразделения, так как сделали это Ford, Renault, Nissan, Audi. “По российскому законодательству открыть филиал банка невозможно — необходимо зарегистрировать "дочку", получить все лицензии и постоянно находиться под жестким контролем со стороны Центрального банка”, — отмечает он.

Но старший аналитик банка “Траст” Михаил Галкин считает, что приход банковских подразделений иностранных автопроизводителей в Россию — вопрос времени. Галкин говорит, что процентные ставки по автокредитам в России по сравнению с другими рынками выше. “Упускать такой интересный сегмент рынка, как автокредитование в России, не в интересах автопроизводителей”, — уверен он. “Конечно, Toyota готовит почву для продаж автомобилей, которые будут выпускаться на российском заводе, но и само автокредитование как бизнес очень интересно”, — добавляет старший управляющий директор компании A. G. Capital Александр Агибалов.

© "Ведомости" N 109 (1636) ) 19 июня 2006 года